Часы работы
Будни 9:00-20:00
Сб, Вс 10:00-16:00

Досудебная претензия

Претензия об исполнении обязательствГражданско-правовые отношения граждан и юридических лиц строятся на доверии, на основании обычаев делового оборота и путем заключения сделок и договоров. Но если стороны в последующем пришли к разногласию по порядку и срокам исполнения взаимных обязательств, возникает спор. Но прежде чем, подать иск в суд, сторона, чьи права нарушены, обязана соблюсти определенные условия.

Действующим российским законодательством предусмотрена ряд дел, которые не могут быть рассмотрены в суде без исполнения порядка досудебного урегулирования спора.

Это знaчит, что прежде чем подавать иск в судебные инстанции необходимо направить контрагенту претензию об исполнении своих обязательств и получить на неё ответ или выждать определенный срок. Специалисты Многофункционального Юридического Центра помогут составить претензию, разъяснят порядок ее подачи или сделают это за Вас. По статистике 25% возникших споров удается урегулировать именно на этапе проведения претензионных процедур.

К данной категории относятся дела, которые касаются исков о взыскании задолженности по долговым распискам, уплате штрафов, а также, расторжения или изменения договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Изменения в АПК РФ, которые вступившие в силу с 01.06.2016, сделали претензионный порядок защиты гражданских прав обязательным для большинства гражданско-правовых споров. При этом, в ГПК РФ претензионный порядок остался обязательным только для случаев, прямо предусмотренных Законом.

Инструмент подачи досудебной претензии может помочь убедить противоположную сторону исполнить взятое ей обязательство без обращения суд. К сожалению, многие недооценивают его значение и подходят к этой процедуре легкомысленно.

Составление и направление претензии контрагенту — не простая формальность, особенно в настоящее время. Суды очень тщательно проверяют и факт отправки письма с претензией, и содержание самого документа.

Поэтому к написанию претензии необходимо отнестись максимально серьезно, изучить все возможные юридические аспекты касаемо конкретной ситуации, включая срок исковой давности по гражданским делам, определить круг и объём нарушенных прав. Указанные мероприятия помогут избежать судебного спора либо риск оставления искового заявления без рассмотрения.

Не менее важно, и то, что требования изложенные в претензии должны быть связаны с последующими исковыми требованиями. Данное правило также влияет на соблюдение претензионного порядка.

Заметим, что ни один законодательный акт не дает понятия претензии, не устанавливает ее реквизиты. Поэтому содержание претензии обусловлено сложившейся судебной практикой.

Исходя из целей, претензия должна соответствовать как минимум следующим требованиям:

  • претензия оформляется в письменном виде;
  • четко сформулировано требование к контрагенту;
  • подробно изложены обстоятельства дела;
  • перечислен перечень доказательств, подтверждающих не исполнение обязательств;
  • указание на нормы законодательства и пункты договора, на которых основаны требования;
  • сумма претензии (если требование денежного характера).

Скачайте образец претензии на нашем сайте.

Претензия влечет гражданско-правовые последствия только с того момента, когда она доставлена контрагенту, то есть будущему ответчику. Чтобы избежать возвращения судом искового заявления, к нему необходимо прикладывать доказательства отправки претензии.

Во избежание негативных последствий и затягивания спора следует воспользоваться следующими вариантами направления претензии.

  1. Надежный вариант — это вручить претензию лично представителю контрагента под роспись.
  2. Отправить претензию курьерской доставкой. В данном случае доказательством вручения претензии будет накладная, с указанием в ней передающихся документов.
  3. Направление претензии письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. В этом случае в суд предоставляется в качестве доказательства почтовая квитанция, уведомление о вручении, опись вложения с отметкой организации почтовой связи. При этом, следует помнить, что, получить претензию должно лицо, у которого есть полномочия на прием корреспонденции. Как минимум на почтовом уведомлении о вручении должны присутствовать фамилия и инициалы лица, принявшего претензионное письмо, его должность и желательно оттиск штампа организации, если это юридическое лицо.

Сторона, направившая претензию партнёру, вправе подать иск в суд в случае получения отказа принять предложение либо не получения в 30-дневный срок ответа на досудебную претензию.

Но претензионный порядок имеет ряд проблем, которые следует иметь ввиду при разрешения спора альтернативным путем, а именно:

  • по некоторым спорам досудебный порядок заведомо неэффективен, например, требование о сносе самовольно построенного строения;
  • риск возможного затягивания сроков рассмотрения дела, если должник ведет себя крайне недобросовестно, и вступает в безрезультатную переписку;
  • у недобросовестного должника в течение месяца, установленного для рассмотрения претензии, появляется возможность вывести активы и имущество, уйти в добровольную ликвидацию, в чем воспрепятствовать ему не представляется возможным в силу того, что обеспечительные меры применить нельзя, поскольку для этого нужно обращаться в суд, а сделать этого не возможно, 30 дней еще не истекли;
  • отсутствие информации об адресе местонахождения ответчика, что препятствует направлению претензии и соблюдению досудебной претензии.

Как видно из анализа всего объёма действий по соблюдению порядка досудебного решения спора, следует, что для подготовки столь архиважного документа воспользоваться услугами профессионального юриста. Это может не в малой степени гарантировать успех предпринятого дела уже на первом этапе.